Меню KDT
RU / KZ
logo2.jpg

Семинары и тренингы

Профилактика суицида в подростково-молодежной среде

«Признаки надвигающегося суицида»


Что такое «суицид»?

Суицид – это умышленное лишение себя жизни, совершаемое человеком в состоянии сильного душевного расстройства, когда собственная жизнь утрачивает для него смысл.



Группа суицидального риска

подростки, страдающие тяжелыми соматическими или психическими заболеваниями; ¢девочки – подростки, имеющие межличностные любовные конфликты; ¢подростки с повышенной тревожностью, зацикленные на негативных эмоциях, с пониженным фоном настроения, т.е. депрессивные подростки; ¢подростки, которые по тем или иным причинам считают себя виновными в проблемах близких людей; ¢подростки, злоупотребляющие алкоголем и наркотиками; ¢подростки, которые либо совершали суицидальную попытку, либо были свидетелями того, как совершил суицид кто-то из членов семьи; ¢одаренные подростки; ¢подростки с плохой успеваемостью в школе; подростки – жертвы насилия

Психологическая концепция проблематики суицида

¢Самоубийцы это душевно больные люди, а суицидальные действия – проявление острых и хронических психических расстройств. ¢ ¢Главным в формировании суицидальных тенденций является психологический кризис личности. ¢ ¢Основной причиной самоубийства является «экзистенциальный вакуум», утрата смысла жизни.

Классификация суицидов



Существует классификация суицидов:

Истинный; Скрытый; Демонстративный.


Причины суицида

¢Проблемы и конфликты в семье. Часто у детей в разводящихся семьях появляется чувство, что родители расстаются по их вине (не слушался, плохо учился). ¢Слишком жесткое воспитание в виде морализаторства, очень строгого контроля и запретов, лишающих свободы личного выбора (запрет на друзей, любимые занятия, игры, предпочитаемую одежду). ¢Конфликты с друзьями, проблемы в школе. Ребенок – изгой в школе. Чувство мести и бессильной злобы могут способствовать суициду. ¢Несчастная любовь, одиночество.

¢Страх перед будущим. ¢ ¢Потеря смысла жизни. ¢ ¢Воздействие искусства. Подражание кумирам. В Челябинске 15– летние школьницы спрыгнули с крыши многоэтажного дома. В предсмертных записках написали, что совершают самоубийство в память Игоря Сорина, солиста группы, который ровно год назад в Москве выбросился из окна шестого этажа. Родителям следует насторожиться в отношении суицидальной активности своего ребенка, если он фанат погибшего кумира. 

¢Высокие ожидания, повышенные притязания к успехам ребенка, критика и наказание со стороны родителей. Иногда высокие ожидания родителей не совпадают со слабыми способностями и возможностями ребенка. У него появляется чувство вины, что он плохой, не оправдывает надежды родителей, позорит их. Любая критика и самый невинный вид наказания могут оказаться невыносимым. ¢Прессинг успеха. Сегодня в нашей стране, как никогда прежде, велик престиж высшего образования. Искренне желающие ребенку добра близкие родственники и учителя постоянно настраивают его на обязательный успех: поступление в вуз, получение престижной профессии. В такой ситуации подросток просто вынужден тянуться за хорошими отметками, доказывать, что он лучше, умнее, успешней других своих сверстников. Причем это насильственное рвение часто поддерживается буквально жертвенным поведением родителей, готовых для оплаты репетиторов потратить последние деньги, влезть в долги и пр.

Мотивы суицида

Призыв. Способ попросить помощи. ¢Уход от проблем, потерял надежду изменить жизнь к лучшему. Месть. Попытка сделать больно другому человеку: «Они еще пожалеют» ¢Самонаказание. Ребенок решает, что он не заслуживает права жить. Желание облегчить жизнь своей семье. Бегство от наказания. Совершил проступок, знает, что за этим последует наказание, легче самому уйти из жизни.

Словесные признаки

Часто говорит о своем душевном состоянии, о своей никчемности, беспомощности, о своем безнадежном положении. Шутит на тему самоубийства. Проявляет нездоровую заинтересованность вопросами смерти. Упоминает об эпизодах суицидов в фильмах и романах.

Поведенческие признаки

¢Раздача ценных вещей. Люди, собирающиеся уйти из жизни, часто раздают вещи, которые очень многое для них значат. Подросток может начать раздавать свои любимые компакт-диски, видеокассеты, плакаты. Это должно насторожить окружающих, особенно, если это преподносится со словами: «Мне эта вещь больше уже не понадобится» или «Я хочу, чтобы у тебя что-то осталось от меня на память».
¢Приведение дел в порядок. Одни кинутся убирать дом, другие поспешат расплатиться с долгами, сядут за письмо, на которое должны были ответить давным-давно, или же захотят вернуть вещь, взятую у приятеля, вымыть пол в комнате, разобрать ящики письменного стола. Во всех этих поступках нет ничего подозрительного; напротив, сам по себе каждый из них совершенно нормален и закономерен. Однако в сочетании с другими «предупреждающими знаками» такая вдруг возникшая тяга к порядку может означать, что подросток долго задерживаться в этом мире не собирается.
¢Прощание. ¢Демонстрируют радикальные перемены. Вдруг начинают вести себя непривычно.


Ситуационные признаки

Социально изолирован.
Живет в нестабильном состоянии.
Ощущает себя жертвой насилия.
Перенес тяжелую потерю.


Чем Вы можете помочь ученику


¢I. Подбирайте ключи к разгадке суицида. Предотвращение самоубийства состоит не только в заботе и участии друзей, но и в способности распознать признаки грядущей опасности. Ваше знание ее принципов и стремление обладать этой информацией может спасти чью-то жизнь. Не позволяйте другим вводить вас в заблуждение относительно несерьезности конкретной суицидальной ситуации.
¢2. Нужно понять, что не каждый потенциальный самоубийца - психически больной. Суицид - не повод для осуждения. Да, человек выбрал не самый лучший способ решения проблем. Но не его вина, а его беда в том, что других способов он найти не сумел.
¢3. Установите заботливые, доброжелательные взаимоотношения. Не существует всеохватывающих ответов на такую серьезную проблему, какой является самоубийство. Но вы можете сделать гигантский шаг вперед, если станете на позицию уверенного принятия отчаявшегося человека. В дальнейшем очень многое зависит от качества ваших взаимоотношений.
¢4. Будьте внимательным слушателем. Суициденты особенно страдают от сильного чувства отчуждения. В силу этого они бывают не настроены принять ваши советы. Гораздо больше они нуждаются в обсуждении своей боли и того, о чем говорят: «У меня нет ничего такого, ради чего стоило бы жить». Если человек страдает от депрессии, то ему нужно больше говорить самому, чем беседовать с ним. Вы можете оказать неоценимую помощь, выслушав слова, выражающие чувства этого человека, будь то печаль, вина, страх или гнев.




Берегите жизнь!

Профилактика экстремизма в подростково-молодежной среде


¢Экстремизм (от лат. extremus – крайний) – приверженность крайним взглядам и мерам (обычно в политике). Как правило выражается в применении силы, агрессии, бандитизме, терроризме, разжигании розни и т.д.



Факторы экстремизма в подростково-молодежной среде (психологический аспект):

Среди групповых социально-психологических факторов могут быть выделены следующие:

¢установки, предубеждения родителей; ¢ ¢взгляды, убеждения референтной группы (включая группу сверстников); ¢ ¢влияние авторитетных лиц в условиях референтной группы и др. ¢ ¢стресс в результате социальной модернизации и процессов интеграции/дезинтеграции в обществе;

Личностные факторы экстремизма в подростково-молодежной среде

¢представления, установки подростков; ¢ ¢индивидуально-психологические особенности (повышенная внушаемость, агрессивность, низкие сензитивность и чувство эмпатии, индивидуальные особенности реактивности и протекания психических процессов); ¢ ¢эмоциональные особенности (состояние психического напряжения).

Основные задачи профилактики экстремизма:

¢Воспитание у учащихся установок признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, соблюдения законов; ¢Формирование норм социального поведения, характерного для гражданского общества; ¢Повышение роли семьи в формировании у детей норм толерантности и снижение социальной напряженности в обществе; ¢Противодействие экстремизму через общественные организации, ученическое самоуправление; ¢Внедрение в школьную среду практики норм толерантного поведения; ¢Воспитание законопослушных граждан, уверенных в неотвратимости наказания за осуществление экстремистской деятельности; ¢Отработка навыков безопасного поведения учащихся в момент угрозы террористического акта.

Социальные факторы вхождения в группу экстремистской активности

¢В социальном плане большинство молодых людей в возрасте от 14 до 22 лет оказываются в позиции маргиналов, когда их поведение не определено практически никакими социально-экономическими факторами (семья, собственность, перспективная постоянная работа и др.).



Действия по снижению экстремистских проявлений в молодежной среде

¢- оптимизация социальной среды, создание пространства для конструктивного взаимодействия, стимулирования у молодежи положительных эмоций от участия в реализации социальных проектов, от анализа достижимых перспектив, а также от реального опыта решения проблем молодого поколения; ¢- создание механизмов эффективного влияния на процесс социализации личности молодого человека, включения его в социокультурное пространство ближайшего сообщества и социума в целом. Итогом такой работы должно стать формирование толерантной, ответственной, успешной личности, ориентированной на ценности гражданственности и патриотизма; ¢- разработку системы психокоррекционной работы, нацеленной на профилактику ненормативной агрессии, развитие умений социального взаимодействия, рефлексии, саморегуляции, формирование навыков толерантного поведения, выхода из деструктивных культов, организаций, субкультур.

Когнитивно-поведенческая психотерапия

¢Когнитивно-поведенческая психотерапия основана на представлениях, в соответствии с которыми чувства и поведение человека определяется не ситуацией в которой он оказался, а его восприятием этой ситуации.






Задать вопрос психологу

Послание президента

Образец утвержденной школьной формы

Календарь

Опрос

Оцените школьный сайт:

Голосовать

Погода г. Астана

Статистика посещения сайта

  • За месяц 1834
  • За неделю 527
  • Вчера 60
  • Сегодня 4
  • Онлайн 0